Мордор.
Мордор (синд. Чёрная земля или Земля мрака) – засушливый, пустынный край, расположенный в юго-западной части Средиземья. Днём здесь жарко, но ночью царит холод. Мордор располагается к востоку от Андуина, у низовьев реки. С запада Мордор граничит с Гондором, с юга – с Харадом, с востока – с Руном, с юго-востока – с Кхандом. Площадь Мордора составляет порядка 453 000 км2. Протяжённость северных границ Мордора – 800 км., протяжённость восточных и западных границ – 560 км. С севера Мордор защищает неприступный горный хребет Эред Литуи (Пепельные горы), а с запада и юга его границы оберегают горы Эфель Дуата (Изгарные горы). В северо-западной части Мордора, на стыке двух горных хребтов, находится долина Удун и легендарные Чёрные врата (синд. Мораннон).
Позади крепости возвышаются две башни: Кархост и Нархост, известные так же как Клыки Мордора. К вратам ведёт широкое каменистое ущелье - Кирит Горгор (синд. Ущелье ужаса, вест. Ущелье духов). На страже Чёрных врат стоит небольшая армия, а расположенную позади них долину охраняют многочисленные форты и крепости. Крупнейшим из них является огромный горный замок Дуртанг, служащий по совместительству главной мордорской тюрьмой. Замок этот находился на вершине крупного отрога Изгарных гор, возвышающегося над долиной, что обеспечивает ему прекрасное стратегическое положение, а устроившимся на башнях наблюдателям – превосходный обзор.
144 километрами южнее Чёрных врат, в Изгарных горах, находятся два других перевала, ведущих в Мордор. На страже первого возвышается устрашающая твердыня назгулов – Минас Моргул.
Долина Моргула напоминает по форме клин, со всех сторон окружённый горами. На острие этого клина и возвышается Минас Моргул. Горы вокруг темны, сама же крепость светится безжизненным, белёсым лунным светом, наводящем на мысли о гниении и разложении. Окна крепости черны, а купол причудливо искривлён, напоминая кривящегося в улыбке лицо мертвеца.
Ведущая к крепости дорога слабо мерцает и ведёт к большому мосту, перекинутому через отравленные воды реки. При входе на мост установлены искусно выполненные изваяния, представляющие собой страшно искажённые подобия людей и зверей. Ворота выходят на север и по виду напоминают раззявленную чёрную пасть. По краям дороги виднеются низины и луга с белыми цветами, испускающими мертвенный свет и зловонное гниение. Река молчит, мёртвая и ледяная, а её отравляющие испарения овивают опоры моста.
Моргульский перевал достаточно велик для того, чтобы провести по нему многотысячную армию. Второй, меньший перевал, именуемый Кирит Унголом, начинается с двух крутых лестниц, выдолбленных в теле горы. Он охраняется гигантской паучихой Шелоб и башней, носящей имя перевала. Башня Кирит Унгол сделана из чёрного камня, насчитывает три яруса и окружена десятиметровой стеной. Помимо главного входа, охраняемого каменными стражами, есть потайная дверь, ведущая в окрестности логова Шелоб.
От Удуна на юго-восток тянется ущелье Изенмаунт, перегороженное глубоким рвом, частоколом и земляным валом. Пересечь его можно лишь по широкому каменному мосту, охраняемому небольшим фортом. На другой стороне ущелья раскинулось обширное вулканическое плато Горгорот, на чьих безжизненных просторах разместилась немалая часть орочих армий. Скалистые земли Горгорота усыпаны пеплом и рассечены множеством ущелий и ям, из которых непрестанно валит дым и пар. Встречаются и действующие гейзеры.
И днём, и ночью плато заполняют бесчисленные огни факелов и костров, плавильных печей и кузнечных горнов. Северная часть Мордора является ярко выраженной индустриальной зоной: здесь добывается металл, куётся оружие и изготавливаются доспехи, здесь же находятся тренировочные лагеря.
Тем не менее, даже на этой бесплодной земле можно встретить кое-какую растительность: кустарник с длинными (30 см.) острыми колючками, кривые низенькие деревья, одиноко торчащие пучки серой жёсткой травы, сморщенные мхи. Встречаются в Мордоре и ручьи, питаемые горными долинами. Вода в них горьковатая и маслянистая, но ею вполне возможно утолить жажду.
В центре плато находится действующий вулкан Ородруин (снд. Гора алого пламени), легендарная Роковая гора. Большую часть времени он дремлет, наполняя небо над Мордором удушливыми пепельными облаками, но порой этому огненному великану случается всхрапнуть во сне, и тогда орки из окружавших его лагерей разбегаются кто куда, спасаясь от падающей с небес раскалённой лавы. В сердце горы скрывается Огненная палата – место, где некогда было выковано Кольцо, а Саурон вершит величайшие свои чары.
В 48 киллометрах к востоку от Ородруина находится главная крепость и столица Мордора – Барад Дур (синд. Чёрная башня, чёрн. нар. Лугбурз). Далее на восток находится просторная равнина Литлад.
Мордор обладает развитым дорожным сообщением. Главные путевые магистрали связывают Чёрные врата, Барад Дур, Роковую гору и Моргульский перевал. Вдоль часто используемых дорог стоят баки с водой для нужд проходящих по ним войск. Широкий, вымощенный камнем тракт, ведущий от Барад Дура к Роковой горе, именуется Дорогой Саурона. Окружённый дымящими расщелинами, он тянется от крепостного моста по плато Горгорот. Добравшись до горы, тракт опоясывает её подножье и оканчивается у Огненной палаты.
Южные области Мордора, именуемые Нурном, достаточно плодородны и влажны для ведения сельского хозяйства, а приносимый с Ородруина вулканический пепел обеспечивает прекрасную плодородность тамошних почв. В сельском хозяйстве используется преимущественно рабский труд. В этом районе имеется четыре крупных реки, впадающих в солёное море Нурнен, на берегах которого имеется несколько портов и крепостей.
Тхаурбанд – огромная крепость-порт на западном побережье Нурнен, является одной из ключевых точек переправки провизии в Мордор и домом для сотен тысяч орков, людей и рабов. Нургост – крепость-порт на северном берегу моря. Уступает размерами Тхаурбанду, но обладает большим портом.
Нан Унгол – долина в юго-западном углу Мордора, служит прибежищем для многочисленных гигантских пауков, потомства Шелоб.