Орки.
Желтокожие, низкорослые гуманоидные создания с плоскими носами, широкими ртами и узкими глазами. Во рту у орка находится множество острых и длинных клыков. У них длинные, заострённые, покрытые волосами уши. Глаза различных оттенков, встречаются и необычные, например - жёлто-зелёного цвета. Они неуклюже сложены, с кривыми длинными руками и ногами. Бегают скачками, склонившись вперёд. Довольно выносливы. У орков чуткий нюх. Кровь орков — густая и чёрного цвета. Примитивные, кровожадные, мстительные, трусливые и куражистые, орки – расходный материал империи Саурона. Средний орк уступит в бою профессиональному воину свободных народов, но ополчение орки вырезают только так.
Большинство из них не имеет представления ни о тактике, ни о воинском искусстве. Обычная тактика орков – атака с наскока: навалиться всей гурьбой на врага, сломать строй. Если враг оказывается слишком силён – убежать, зализать раны, и повторить попытку. Берут числом. Плотный строй хорошо обученных бойцов для орков – непростая преграда. Справиться с таким противником они рискнут лишь при троекратном численном перевесе. Но стоит строю распасться – и врага уже ничто не спасёт. Прекрасно видят в темноте и пещерах, днём – хуже. Склонны мазать своё оружие всякой гадостью, впрочем, антисанитария, в которой обычно находится орочий клинок, итак не оставляет раненному им человеку особых шансов избежать заражения.
В войске Саурона царит суровая дисциплина, орков гоняют по плацу и муштруют круглые сутки. Орки Мордора умеют ходить и сражаться строем, но всё равно остаются варварами и норовят вцепиться друг другу в глотки. В командирах у орков ходят сильнейшие, и частая смена власти в отрядах – не редкость.
Мечники. Стандартный род войск, распространенный повсеместно. Вооружены штампованными кривыми саблями из воронёной стали. Кожаный доспех такая сабля режет запросто, кольчуга так же не даёт против этого оружия особой защиты, а вот с пластинчатым, чешуйчатым доспехом справляется с куда большим трудом, не говоря уже о латах. Доспехи довольно высокого качества, как правило – чешуйчатые или пластинчатые, реже – из грубой клёпанной кожи. Кольчуги и латы редкость, в большинстве своём – либо трофей, либо награда за заслуги перед обществом. В защитном снаряжении присутствуют кожаные или деревянные щиты, окованные мягким железом. Угодив в такой щит, оружие намертво в нём застревает, открывая владельца контрудару.
Лучники. В лучники идут самые хитрые, проворные и, как правило, не самые крепкие орки. В самом деле, какой орк предпочтёт дальний бой возможности собственноручно перерезать врагу горло? Луки у них небольшие, бьют сравнительно недалеко. В то же время, отличаются истинно орочьей многочисленностью, а потому – прекрасно проявляют себя при стрельбе навесом и подавлении вражеских стрелков. Носят доспехи из дублёной кожи, усиленные заклёпками, шипами и металлическими бляхами. Помимо лука, в стандартный набор оружия входит длинный кривой кинжал.
Снаги. Рабы, самые мелкие и хлипкие из орочьего племени, ростом чуток повыше хоббита. Вооружены чем попало, как правило используют ремесленные инструменты: кузнечные молоты, косы, пилы и т.д. Воюют редко, выживают ещё реже. Потому, чаще играют роль инженерных войск. Нужно быстро укрепить район? Сделать подкоп? Добыть плоты для переправы? Зовите снаг!
Копейщики. Копьё не требует особого умения и воинского мастерства, знай – тычь и врага и смотри, чтобы не ткнули тебя. Так что копейщик – это почти идеальный род войск для орков. Копья, как правило, тяжёлые, длиной около 2 м. Доспехи как у воинов, щитов нет. Подводит их низкий боевой дух, из-за этого они плохо держат удар конницы. Однако, их много, а в сочетании с простотой использования и эффективностью их оружия, копейщики – воистину грозная сила на поле брани.
Гоблины Млечных гор и Гундабада. Горцы-норокопатели отличаются могучим сложением и большим ростом, в то же время, в техническом плане они уступают мордорцам. Слабоорганизованы, вооружены чем попало, защищены кое-как, строя не знают. Трусливы, решаются нападать лишь при многократном перевесе, и обычно, их непомерная численность с лихвой обеспечивает им этот самый перевес. Отдают предпочтение кривым саблям, палицам, коротким лукам и копьям. Многие вооружены трофейными секирами гномов и защищены их же доспехами. Строй племенной, у каждого племени есть вождь, а возглавляет все племена гоблинский король, окружённый гвардией из особо крупных гоблинов.
Организация орочьих вооружённых сил проста и эффективна. Самой малой тактической единицей является десяток, возглавляемый, соответственно, десятником. Десять десятков, однородных типу снаряжения и выполняемой функции образуют сотню, возглавляемую сотником. Соответственно, есть сотни мечников, лучников, копейщиков и т.д. В особых обстоятельствах, в сотню могут быть объединены различные рода войск. Десять сотен образуют тысячу, которой командует тысячник – как правило, интеллектуально одарённый и крепкий орк. Последнее особенно важно, потому что орочьи командиры выбираются путём поединков, потому, слабаков среди командного состава не может быть в принципе. Тысячи орков, совместно действующие на одном фронте называются войском и возглавляется либо одним из назгулов, либо орочьим командиром, носящим почётный титул «Болдог». Если тысячников в армии Мордора больше сотни, то звания Болдога удостаиваются лишь единицы. Иногда, командование войском может быть поручено высшему офицеру из числа чистокровных морэдайн, но даже в этом случае, человек по сути выполняет роль головного мозга армии, а воплощение в жизнь его стратегических замыслов исполняет Болдог, формально выполняющий роль заместителя.